- Понятие и структура ЧК
- Структура
- Классификация человеческого капитала
- Теория человеческого капитала
- Концепция человеческого капитала
- Стадии воспроизводства человеческого капитала
- Процесс формирования
- Уровни человеческого капитала
- Макроуровень
- Мезоуровень
- Микроуровень
- Факторы развития
- Меры по развитию человеческого капитала
- Инновационный подход к развитию ЧК
- Проблемы развития ЧК на постсоветском пространстве
- Понятие инвестиций в ЧК
- Зачем инвестировать в ЧК
- Ряд функций вклада в личность
- Особенности инвестирования в человеческий капитал
- Виды инвестиций в человеческий капитал
Понятие и структура ЧК
Сейчас об этой столице много говорят не зря. По большей части уже очевидно, что знания, профессионализм сотрудников, креативность влияют на продуктивность их работы и, как следствие, на прибыльность компаний, в которых они работают. В более общем плане, HC также влияет на благосостояние всей страны, поэтому большое внимание уделяется его развитию в целом, а также развитию здравоохранения, в частности образования.
Надо сказать, что человеческий капитал — сложная категория, которая изучается более десяти лет.
- Чаще всего термин относится к профессиональным знаниям и потенциалу человека, который он использует в процессе воспроизведения продукта.
- Также широко используется определение, согласно которому человеческий капитал — это знания, навыки, энергия и мотивация, накопленные человеком и направленные на производство товаров и услуг.
- Наконец, HC считается врожденными навыками, талантами и приобретенными квалификациями, благодаря которым человек может получать доход.
Отсюда следует, что инвестиции в развитие этих капиталов — это инвестиции, которые позволяют им сохранять и приумножать эти мощности.
Структура
Существует несколько подходов к структуре человеческого капитала. Итак, чаще всего выделяют следующие основные фонды (активы):
- интеллектуальный капитал — образование, знания личности;
- профессиональные — развитие профессиональных навыков, повышение квалификации, приобретение опыта, переподготовка, инновации в сфере своей ответственности;
- здоровье — общее, профессиональное (способность выполнять работу в пределах своих компетенций);
- культура — это как отношения (если мы говорим об организации, то есть с властями, предпринимателями, клиентами), так и нормы, человеческие ценности.
Могут быть выделены и другие средства: капитал конкурентоспособности, мобильность, творческий капитал и т.д.
Кроме того, эти фонды могут развиваться на разных уровнях: микро (индивидуальный, семейный), мезо (регион, общество), макро (страна).
Также важно отметить составляющие человеческого капитала, а именно: менталитет людей, к которым принадлежит человек, качество образования, здоровье, конкуренция и т.д.
Классификация человеческого капитала
Различать:
- Индивидуальный HC — это знания и навыки человека. Это также включает здоровье.
- Корпорация (фирмы) — это индивидуальный капитал, технологии, накопленные конкретной фирмой (именно они делают ее конкурентоспособной). Сюда также входят патенты, лицензии, товарные знаки и т.д.
- Национальное (государственное) — это знания, трудовые ресурсы, технологии во всех сферах жизни, экономики. В этом потенциал нации, ее конкурентные преимущества.
Именно для развития национального капитала мы инвестируем в образование, здравоохранение, культуру, науку и так далее
Теория человеческого капитала
Идею о важности работы и человеческих навыков выдвинули Адам Смит, Давид Рикардо. Они писали, что навыки человека, его образование влияют как на производительность труда рабочего, так и на экономический рост страны. Карл Маркс развивал эти идеи, настаивая на важности инвестирования в обучение рабочей силы (фактически, он считал человека главным капиталом). Были и другие экономисты, разделявшие эти взгляды, однако они называли капиталом не человека, а его способности, навыки, знания.
При этом основоположниками теории человеческого капитала называют американских экономистов Теодора Шульца и Гэри Беккера.
- Шульц сформулировал первое определение человеческого капитала. По его словам, это то, что становится источником будущих заработков, но это непосредственная составляющая человека. При этом он сравнил человеческие ресурсы с природными, отметив, что и те, и те изначально не дают желаемого эффекта, а после обработки получают необходимые качества.
- Беккер изучил HC еще более тщательно, подчеркнув, что он формируется за счет инвестиций и, по его мнению, важно инвестировать в образование, здравоохранение, миграцию, поскольку именно они влияют на развитие потенциала.
Также следует сказать, что Беккер выделил три основных формы ЧК, а именно: общие знания, специальные знания (формируются в работе) и другие (это способность искать более перспективную работу).
Огромный вклад в развитие человеческого капитала также внесли: Лестер Туроу, Якоб Минсер, Ростислав Капелюшников, Сергей Дятлов и другие.
Концепция человеческого капитала
Считается, что концепция ЧК сформировалась в 1960-е годы. 20 век. Понятие «человеческий капитал» в экономике описывается как ресурс, способность человека получать доход в результате инвестирования в него для образования и развития навыков, необходимых для работы. Такое отношение к человеку сформировалось и в рабовладельческом строе, когда люди работали за комнату и питание, обеспечивая добавленную стоимость своим трудом.
С тех пор времена изменились, но на самом деле люди продолжали продавать свои знания, навыки и работу. В конце 19 — начале 20 вв. Экономисты развили эту идею в своих работах, рассматривая знания и квалификацию рабочих как свой капитал.
Следует также отметить концептуальные положения теории ЧК, сформированной Т. Шульцем, а именно:
- отсутствие принципиальных различий между материальным и человеческим капиталом;
- вторичная ценность материального капитала, поскольку больше вкладывается в человеческий капитал;
- изменение структуры заработной платы вместе с увеличением инвестиций в человеческий капитал (большая часть — это доход, полученный от капитала).
Стадии воспроизводства человеческого капитала
Есть этапы:
- Формирование. На этом этапе размещается потенциал, чему способствует ряд факторов, а именно: образовательный, коммуникативный, культурный, физиологический, личностный.
- Накопление. Имеющиеся ресурсы используются, индекс человеческого развития продолжает расти за счет развития интеллекта, социальных, организационных и предпринимательских навыков и т.д.
- Использование. Развитие продолжается, увеличивается доля умственного труда, качество жизни, ее продолжительность, качество рабочих отношений и т.д.
Применение такого подхода к управлению человеческим капиталом позволяет ускорить инновационные процессы и внести свой вклад в развитие компании.
Процесс формирования
Человеческий капитал формируется под влиянием следующих факторов:
- Социально-демографический. Он изучает и анализирует изменения населения, уровня образования и занятости граждан. Он отражает степень развития населения и их роль в современном производстве.
- Экономический. Содействовать развитию национального потенциала. Он отражает доходы населения, уровень инфляции, покупательную способность, показатели бедности, наличие товаров и услуг. Показан уровень развития внешнеэкономических связей страны. На экономический фактор влияет развитие государства, состояние финансовой системы и особенности политики.
- Экологический. Отвечает за здоровье человека. Отвечает за повышение уровня экологического образования граждан на всех этапах. В нем отражены данные о климатических и санитарных условиях труда.
- Социальные и материальные. Отвечает за инвестиции, направленные на формирование человеческого капитала.
- Географический. Он отражает способность людей конкурировать на любом рынке труда.
- Социально-ментальный. Он отражает ценности и нормы поведения в обществе. Также отвечает за важность знаний и самореализации личности.
- Интеграция. Отражено в индексе человеческого развития. Отвечает за особенности государственной политики по поддержке интеграционных процессов, уровень сотрудничества с другими странами и распространение транснациональных компаний.
Не менее важный фактор — производство. Это то, что отражает ситуацию на рынке труда, востребованность работы и социальное развитие населения.
Уровни человеческого капитала
В контексте инновационного развития экономики классификация человеческого капитала предусматривает 3 основных уровня. У каждого есть свои особенности, которые необходимо учитывать.
Макроуровень
Он представляет собой национальный человеческий капитал. Он состоит из 4-х видов капитала, а именно:
- Политическая. Формируется за счет культурного, морального и политико-корпоративного капитала компании. Отвечает за поддержку идеологических взглядов на национальном уровне.
- Национальный. Он влияет на экологическую среду, улучшает качество медицинских услуг и организует мотивирующие мероприятия на уровне поликлиник.
- Социальное. Влияния через государственные и общественные институты.
- Национальное конкурентное преимущество. Он формируется за счет предпринимательского и управленческого капитала компании. Отвечает за профессиональную подготовку кадров и менеджеров на национальном уровне с учетом отраслевой специфики юридического лица.
Каждая ссылка независима. К тому же они не влияют на тренировки друг друга.
Мезоуровень
Представляет человеческий капитал компании. В его состав входят следующие виды:
- Управленческий. Систематизировать методы принятия организационных, конструкторских и технологических решений.
- Политическая. Он поддерживает общеорганизационные идеологические взгляды.
- Патент. Влияйте на человеческий капитал с помощью лицензий, ноу-хау и патентов.
- Нематериальный. Он отражает знания специалистов, а также систему формальных и неформальных взаимоотношений юридического лица.
Микроуровень
Включает индивидуальный человеческий капитал. В эту категорию входят следующие виды:
- Предпринимательский. Он отражает стоимость развития навыков деловых людей.
- Интеллектуальный. Отвечает за аудит знаний и эффективное управление инновационной работой персонала.
- Удовлетворяет. Влияйте на сотрудников организаций с помощью стимулов.
- Культурно-нравственный. Отвечает за управление всеми расходами.
Микроуровень является основой для образования следующих двух уровней. Он не только характеризует профессиональные ресурсы сотрудников, но и отражает их предпринимательские способности.
Факторы развития
Проблемы образования УВ все еще изучаются, но экономисты сходятся во мнении, что на него влияют:
- Демографические факторы. Это касается: численности населения, темпов роста, миграции, средней продолжительности жизни.
- Социально-демографический. А именно: количество занятого и безработного населения, вовлеченность населения в различные сферы экономики, продолжительность рабочего дня.
- Социально-ментальный. Это ценности, правила поведения, стремление к самореализации, которые также влияют на процесс формирования и развития человеческого капитала .
- Производство. Условия использования рабочей силы, потребность в ней, развитие персонала и повышение квалификации.
- Институциональный. Нормативно-правовая база, описывающая права человека в социально-трудовой сфере, государственная политика в отношении социального развития.
- Социально-экономический. Общее и специальное образование, состояние здоровья, степень развитости социальной инфраструктуры в компании.
- Относящийся к окружающей среде. Качество продуктов питания, питьевой воды, климатические условия, в которых живут люди, гигиенические и санитарные условия труда, рекреационные ресурсы.
Некоторые эксперты также выделяют экономические факторы: уровень доходов, инфляцию, уровень бедности и т.д.
Меры по развитию человеческого капитала
Разные страны по-разному подходят к процессу разработки ЧК. Как правило, они учитывают существующие проблемы в обществе и разрабатывают меры по их решению.
Но в целом все сводится к тому, что на государственном уровне пытаются:
- предоставить доступное жилье;
- доступное образование;
- чувство защищенности за счет развития страховых программ;
- охрана здоровья, увеличение продолжительности жизни за счет развития медицинской системы.
Также созданы условия для повышения уровня благосостояния граждан.
Также попутно решаются другие проблемы, если они возникают. Например, во время пандемии, когда дети во всем мире были вынуждены учиться в условиях самоизоляции, чтобы сохранить человеческий капитал и приумножить его, они работали над повышением эффективности обучения. Поэтому для учителей были организованы дополнительные семинары, на которых они могли обменяться опытом в организации эффективного дистанционного обучения.
Инновационный подход к развитию ЧК
Роль человеческого капитала в современной экономике трудно переоценить. Это один из самых ценных факторов производства, благодаря которому можно повысить конкурентоспособность, производительность, доход. Это связано с тем, что, когда компания инвестирует в ЧК, она способствует совершенствованию знаний и навыков своего персонала, которые впоследствии могут быть направлены на разработку и освоение новых технологий, на создание новых продуктов в отрасли поле.
Важность ЧК заставила многих специалистов смириться с поиском подходов к ее эффективному развитию. Поскольку этот капитал во многом определяется уровнем образования и подготовки, выявились следующие характеристики:
- установление связей между университетами и бизнес-средой для повышения качества этого образования;
- активное использование современных технологий и программного обеспечения в учебном процессе;
- межгосударственный обмен инновационными методами обучения;
- обучение и развитие консультационной базы;
- предлагая новые услуги в сфере образования.
Попутно разрабатываются меры по улучшению здоровья, поскольку это еще один важный фактор, влияющий на человеческий капитал и, как следствие, на экономический рост .
Проблемы развития ЧК на постсоветском пространстве
Есть что-то вроде индекса человеческого капитала, который используется для оценки качества человеческого капитала. Для его расчета изучают уровень жизни, состояние здоровья, образовательный уровень населения и т.д.
По данным прошлого года, индекс HC в России составляет 68%. Сегодня предпринимаются шаги по его развитию, но считается, что этот процесс продвигается медленно по ряду причин:
- отсутствие хороших учителей;
- обесценивание ЧК в некоторых отраслях экономики;
- наоборот, избыток квалифицированных кадров в других сферах;
- утечка мозгов за границу;
- беспокойство и напряженность среди населения, вызванные экономической нестабильностью и т д.
Также наблюдается тенденция к снижению уровня доходов специалистов с высшим образованием, но это часто связано с их неспособностью представить свои знания и навыки руководителю таким образом, чтобы заботиться о них.
Большинство этих проблем можно решить за счет увеличения государственных и частных инвестиций в образование, здравоохранение, культуру, тем более что при условии разработки эффективных инструментов повышения эффективности использования человеческого капитала эти вложения будут выгодны как для организаций, так и для населения штат.
Понятие инвестиций в ЧК
Интересно, что многие ошибочно полагают, что все дело в расходах на образование и модернизацию производства. На самом деле концепция намного шире.
По мнению экономистов, инвестиции в человеческий капитал также включают в себя вложения в:
- поддержание здоровья;
- разработка;
- воспитание;
- культура;
- исследования и разработки, способствующие развитию интеллектуального потенциала и т д
Помимо денег, любое действие, которое положительно влияет на квалификацию персонала, улучшает их навыки и увеличивает производительность, может способствовать развитию человеческого капитала.
Зачем инвестировать в ЧК
Человеческий капитал — один из основных ресурсов, управляя которым можно быстро достичь поставленных целей, как для организации, так и для самого сотрудника. Кроме того, в век информации такой капитал также является одним из ключевых факторов повышения конкурентоспособности. Развивая интеллект, сотрудники быстро осваивают новые технологии, разрабатывают новые продукты и оптимизируют бизнес-процессы. Наконец, вложение в человеческий капитал способствует развитию предпринимательства среди сотрудников. Следовательно, они становятся более активными, проявляют организаторские способности и более успешно справляются с поставленными задачами.
Все выигрывают от инвестиций в человеческий капитал: организация увеличивает объемы производства и прибыль, а сотрудник увеличивает доход. Такие вложения выгодны на национальном уровне, благодаря им сохраняется конкурентоспособность экономики и растет ВВП.
Ряд функций вклада в личность
Что включает в себя инвестиции в человеческий капитал:
- Регулирующая функция — это корректировка воспроизводства человеческого капитала, управление темпами роста, что напрямую связано с ключевыми отраслями, уровнем экономики и социальной атмосферой в обществе. Вложения в человека в данном случае — социально значимый фактор, влияющий на все сферы жизни в масштабах страны.
- Репродуктивная функция — повторение непрерывного процесса реинтеграции человеческого, рабочего и образовательного капитала.
- Распределительная функция: напрямую зависит от задач, поставленных компанией, приоритетов и ценностей государства. Он делится плодами инвестиций между собственниками и сферами производства, регулируя межличностные и межуровневые отношения в обществе.
- Функция дифференциации — отслеживает спрос на человеческие инвестиции в соответствии с социальными и производственными потребностями.
- Стимулирующая функция — инвестиционные инструменты меняются со временем, здесь важно постоянное обновление для выгодного вложения активов. Использование устаревших технологий снизит окупаемость инвестиций.
- Информационная функция: собирает данные о потребностях в определенных инвестициях, необходимых инструментах, статистические данные о заработной плате, уровне социальной жизни и других показателях.
Инвестиции в человеческий капитал скоро принесут плоды и начнут приносить плоды
Особенности инвестирования в человеческий капитал
- Прибыль ограничена продолжительностью жизни человека или фактической работоспособностью.
- Чем раньше начнется переток активов, тем быстрее будет срок окупаемости.
- В зависимости от способностей человека доходность его деятельности имеет предел, по достижении которого она будет постепенно снижаться.
- Не все вклады можно считать инвестициями.
- Характер инвестиций ограничен рядом характеристик: историческими, национальными, культурными.
- Компания, состоящая из успешных и целеустремленных людей, является наиболее перспективной в развитии. Вложение в личность сулит ее обладателю высокий доход, а публика получает высококвалифицированного специалиста.
- Это долгосрочное вложение, но с регулярной окупаемостью. Которого, в свою очередь, хватит на 20-25 лет при вложении средств в образование и на весь срок эксплуатации объекта — в здоровье.
Рентабельность инвестиций в человеческий капитал считается достаточно высокой при правильном выборе объекта
Виды инвестиций в человеческий капитал
Человеческий капитал — это товарный запас, при накоплении на определенном уровне появляется рентабельность.
Какие виды вкладов бывают:
- Расходы на образование (например, общее, среднее, специальное образование).
- Здравоохранение: профилактика, медицинские расходы, нормальные жилищные условия.
- Мобильность, позволяющая людям свободно передвигаться, выбирая более высокооплачиваемую и, следовательно, более прибыльную работу.
Самые значительные вложения: в образование и здравоохранение. Они позволяют достичь высокого качества знаний, увеличивая ценность человеческого капитала. Вклад в высшее образование способствует подготовке высококвалифицированных специалистов, деятельность которых в совокупности способна повлиять на общее благосостояние нации и уровень экономики в целом.
Инвестиции в образование можно разделить на:
- Формальное: общее, специальное и высшее образование, соответствующее установленным нормам. Профессиональные курсы, повышение квалификации и другое, связанное с работой.
- Неформальный — самообразование: чтение, спорт, искусство, хобби.
Состояние здоровья человека также влияет на его или ее работоспособность и безопасность человеческого капитала
Существует еще одна упрощенная классификация видов инвестиций в человеческий капитал:
- Существенное, воплощенное в людях. Это материальные ценности, которые напрямую расходуются на формирование исходного человеческого капитала, без учета затрат на образование.
- Нематериальный, воплощенный в людях. Это непосредственно знания, полученные человеком, данные ему в школе, институте, на работе.
- Существенное, не воплощенное в людях. Это включает в себя материальные инвестиционные инструменты: здания, машины, сооружения, участвующие в образовании и здоровье субъекта. Например, поликлиника, стоматологический кабинет с оборудованием. Здание университета с аудиториями, аудиториями, партами и многим другим.
- Нематериальный, не воплощенный в людях. Информационные базы, технологии, учебные курсы, созданные для обучения предмету.
При дальнейших вложениях показатель рентабельности растет, но имеет определенный предел
Основными инвесторами в человеческий капитал являются:
- Состояние. Его роль велика, и он использует разные меры влияния. Это включает обязательное среднее образование, медицинские осмотры и вакцинацию. Чтобы на выходе были образованные и здоровые граждане, будущие налогоплательщики. Чем выше доход человека, тем больше налогов он может принести в казну.
- Негосударственные общественные фонды. Для ведения общественной деятельности также необходимы специальные навыки, которые в данном случае являются вкладом. Это касается различных политических, религиозных и других организаций.
- Индивидуальный бизнес. Здесь имеется в виду обучение без отрыва от производства, чтобы будущий сотрудник четко отвечал необходимым требованиям работодателя. В то же время нередко вкладываются средства в здравоохранение в виде профессионального страхования, а также различные бонусы и стимулы, которые развивают у сотрудника приверженность предприятию, так называемый корпоративный дух. Таким образом, сотрудник будет чувствовать себя защищенным, будет работать в комфортных условиях, не задумываясь о смене места работы.
- Семьи. Индивидуальные инвестиции.
- Международные фонды.
- Образовательные учреждения.
В наше время личность — главная ценность и ее развитию нужно уделять большое внимание.